С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10 классов российских школ переходят на обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034).
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Они обеспечивают преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и включают:
-
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
-
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
-
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС общего образования в совокупности с ФГОС среднего и высшего профессионального образования обеспечивают единство образовательного пространства РФ.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный процесс общекультурные и общеобразовательные традиции, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
В обновленном документе конкретизировали требования к планируемым результатам и структуре образовательных программ. Так, к примеру, были скорректированы личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы, требования к учебному плану, к результатам освоения ООП для детей с ОВЗ и т.д.
Все нововведения нашли отражение в методических рекомендациях, которые содержат не только основные положения по обновлению ФГОС СОО, но и включают сравнительные характеристики изменений в предметных областях для изучения учебных предметов на базовом и углубленном уровне, а также алгоритм действий руководителя общеобразовательной организации для реализации обновленного ФГОС СОО.